SCC — Манипуляции работодателя:<br>треугольник Карпмана в карьере

Манипуляции работодателя:
треугольник Карпмана в карьере

Каким образом и почему многие попадают в ловушку манипуляций работодателя? Неужели это сразу не понятно? Такие вопросы часто задают и сами кандидаты, которые даже не заметили, как попали в такую ситуацию и те, кто прочитал мой предыдущий пост на эту тему.

Рассмотрим один из примеров интервью: «У нас в компании сейчас сложилась непростая обстановка, мы пригласили вас, так как ознакомились с вашим опытом, вы решали уже такие сложные задачи/ работали в крупных компаниях/ сталкивались с задачами и посложнее и т.п., и мы уверены вы сможете решить наши проблемы/только вы сможете это решить /только на вас мы можем надеяться / нам вас рекомендовали как человека, который точно все сможет наладить / вся надежда на вас и т.п.»

Ситуация, которая описана имеет множество словесных форм и если вы в душе «Спасатель» (вы ж точно знаете, как надо/вы знаете как помочь/вас похвалили и признали ваши заслуги, наконец-то! Кто-то вас оценил! Вам доверили такие дела/теперь вы сможете доказать), вы в 90% из 100% «клюнете» на то, что вы сможете все наладить и спасти компанию. Только вы знаете как это сделать и сможете решить их проблемы.

Как правило, работодатель в данной ситуации выступает в роли жертвы, которая взывает к помощи спасателя – только вы можете помочь. Если вы не постесняетесь и не поленитесь спросить – сколько до этого было человек на этом месте – вам скажут – что, конечно, были – и все не справились. Но вы-то точно сможете, ведь вы… (см. выше). Обычно, работодатель «втягивает» кандидата в роль спасателя, находясь при этом в роли жертвы. Кандидат соглашается, и одновременно, на него перекладывается вся ответственность за все решения, причины, неудачи и т.п.

При этом контроль со стороны работодателя повышенный, функции принятия решений не обозначены, зона ответственности не ясна и в случае хороших результатов – это само собой разумеющаяся ситуация – «мы ведь поэтому и наняли вас, нам вас рекомендовали», ну а в случае неудачи или неоправданных ожиданий – сотрудник уже становится «Жертвой» – «вы не справились, а ведь вы обещали/мы на вас возлагали надежды/вы не оправдали наших ожиданий и т.п.», то есть – Работодатель переходит в роль «Агрессора».

Эти роли будут меняться по ходу работы. Поняв, что перегибает палку, работодатель «отступает» и дает второй шанс на спасение компании. И сотрудник, рьяно начинает снова и снова спасать компанию, доказывая, что он сейчас-то уже все сможет- ему вновь оказали доверие. Однако, в один прекрасный момент, если сотрудник понимает, что он не может так работать – ему связывают руки, он один не сможет ничего сдвинуть, ему не хватает полномочий/денег/ресурсов, он начинает чувствовать себя жертвой обстоятельств, на которого взвесили всю работу и ответственность, сил и собственных ресурсов уже нет. Как впрочем, и самооценки. Состояние загнанности и бессмысленности, досады и разочарования. Тогда сотрудник часто хочет все бросить и уйти или выдвигает требования к работодателю, то есть он меняет свою роль на «Гонителя/Агрессора», а работодатель становится «Жертвой», которая снова беспомощна и не может справится с ситуацией. Затем все повторяется: «Жертва» снова взывает к помощи, играя на струнах души «Спасателя» и все начинается сначала. Иногда есть еще третье лицо (лица), которое также проигрывает все роли, некое связующее звено между работодателем и сотрудником.

Это очень утрированное описание, которое не описывает эмоций и чувств, поэтому на бумаге выглядит просто и ясно. Но это лишь факты, которые в начале карьерной траектории мало кто замечает. Я здесь не раскрываю само понимание треугольника Кармана, так как большинство из вас с ним уже знакомы. Если нет, или хотите все таки еще раз узнать про него подробнее, пишите.
Если вы чувствуете, что вас на работе не ценят, не считаются с вашим мнением, вам не хватает одобрения, дело не в компании, почти во всех случаях. Дело в вас и ваших страхах и сценариях! И сколько бы вы раз не меняли работу, ситуация будет повторяться, хоть и с вариациями.
Работодатели часто втягивают кандидатов в треугольник Карпмана осознанно или неосознанно. Думаю, что больше половины профессионалов, которые читают этот текст попадали в такие ловушки. Работодатели взывают к Спасателю — «только вы сможете нам помочь и разобрать этот бардак», и профи хорошего уровня, как супермены, часто реагируют именно на этот посыл. Конечно, потом они понимают, что они уже не спасатели, а жертвы, и, не соглашаясь с этим, после жертвы роль меняется на Гонителя. Потом работодатель и работник поочередно по кругу меняются ролями годами! Не все могут выйти из треугольника самостоятельно. И это не про партнерские взаимовыгодные гармоничные отношения.

Хорошо, если прошло немного времени и человек на рынке труда востребован. А если нет на рынке альтернатив, и если есть неуверенность в себе и своих компетенциях, низкая самооценка и непроработанные комплексы, страхи, отсутствие личных границ — у всех это по разному, но иногда люди работают по 8 — 12 лет в таких условиях, и многие даже этого не осознают.
Часто клиенты приходят в сильнейшей стадии выгорания и полном нересурсе, и кризис распространяется не только на карьеру.
Почему человек выбирает на эмоциях работу, а не на анализе всех составляющих, или идет на работу от «безвыходности» как ему кажется, не выходя за рамки своего тоннельного видения, тема достаточно глубокая и у всех индивидуальная.

Это не только про карьеру, это про внутренние страхи, опоры и самоценность. 98% всех клиентов приходят ко мне с проблемами в карьере и после первой консультации картина проясняется и становится ясно, что карьера лишь одна из граней, которая наиболее проявилась и не устраивает. Однако, после трансформаций и проработок клиенту удается выстраивать партнерство, как в карьере, так и в личных отношениях. Ведь в других сферах жизни этот сценарий имеет место быть — мы неразрывно существуем во всех пространствах).

Марина Котлярова

Cертифицированный Trainer of Coaching ICU ICTA, Master coach ICU, executive & business coach, кризисный психолог