SCC - Центр системного коучинга

Манипуляции клиентов

Достаточно часто встречающаяся ситуация в практике — манипуляции клиентов, в большинстве случаев, их сложно сразу распознать. Сразу уточняю- речь не пойдет о случаях клиентов в состоянии кризиса, выгорания, зависимости, убитой самооценки и т.п. — речь о более осознанных случаях обращений клиентов.

Надеюсь, эта статья поможет посмотреть на вашу практику под другим углом, особенно начинающим практикам, и выявить возможные негативные сценарии, которые вы сможете проработать в себе на супервизии.

Давайте разберём на примерах. Полагаю, что такие случаи вы наверняка встречали с своей практике, работая психологом, карьерным консультантом, коучем или специалистом других помогающих профессий.

Как это бывает: клиент втягивает специалиста в игру треугольника Карпмана (осознанно или не совсем), чаще всего через роль жертвы, реже тактичного агрессора, и происходит это через запросы:

1. Обесценивание своего опыта: «я плохой специалист/мать/жена/муж», «по сути я ничего не знаю/не умею», «мой опыт ни о чем», «я ничего не могу решить/сделать сам», и т.п. — зависит от личности и типа манипуляции (читайте мои предыдущие посты про типы манипуляторов). Но по факту вы видите, что опыт/ресурсы есть, достаточный, стабильный опыт в найме или клиент имеет свой бизнес. Клиент не может/не хочет опираться на свои ресурсы, обесценивая их. Часто это делается для того, чтобы вы начали переубеждать, что это не так, и доказывать обратное. Как только это происходит — всё! — первый крючок сработал. Сначала обесценивание себя, потом специалиста.

2. «Оцените меня», «скажите мне какой я», «правильно ли я поступаю» — ничто иное, как перенос ответственности и внешней оценки. Пара вариантов развития событий — вы говорите, что опыт/уровень развития и т.п. недостаточен — и клиент, вместо развития, перестает делать что-то совсем — «психолог/консультант сказал, что я не на что не способен, это не лечится», если было необходимо подтверждение своей бесполезности и беспомощности, как правило, для аргументации кого-то (жены, мамы и т.п.). Ведь можно расслабиться и уже ничего не делать. Второй — если вы не подтверждаете убеждения клиента, и он не получает желаемый ответ — тогда «вы плохой специалист, не можете оценить (читай — сказать то, что я жду) — пойду искать другого». На лицо — зависимость от внешней оценки без опоры на внутренние ресурсы и перенос ответственности на кого угодно, только бы не брать ее на себя. Часто звучит как выученная беспомощность.

3. «Я сейчас выбираю себе специалиста, уже 5-10 посмотрел, хотел бы с вами пообщаться». Прием достаточно частый — сравнение. Если вы начинаете доказывать, убеждать, предлагать 100500 вариантов, то вы больше убеждаете себя в этом. Клиент смотрит на это, как на шоу или бросает вызов «на слабо» — здесь важен PR специалиста, нежели решение его вопроса. Озвучивание условий других предложений для продавливания своих условий, втягивания в свою игру. Либо для того, чтобы потом «похвалиться», что я работаю с тем-то, либо обесценить — все это ерунда и нет тех, кто что-то может решить или мне помочь или вы не достойны, чтобы работать со мной.

4. «Мне никто не может помочь и даже вы — я безнадежен, никчёмен, ни на что не способен» — если вы в душе спасатель — сразу же найдете друг друга. Перекликается со 2 пунктом, с дополнением роли специалиста как вечного «костыля».

5. «Мне вас порекомендовали как супер крутого», «Вы в рейтинге на таком-то месте», «Вы точно мне поможете», «Только вы мне можете помочь, я чувствую» и т.п. Клиент возносит вас на пьедестал, повышает значимость, восхваляет, идеализирует и т.п. Часто за этим скрывается обесценивание вашего опыта в дальнейшем, если клиент не получает ожидаемый результат в случае своих действий или бездействий. «Я думал вы специалист, а вы мне не помогли», «вы такой же как все — только зря потратил время/деньги и т.п.».
Если работа перестает доставлять вам удовольствие понимание происходящего, клиенты начинают тяготить, вместо уверенности, вы начинаете сомневаться в своей компетенции, выйдите из системы и посмотрите на ситуацию под другим углом.

Если специалист сам не работает над своим внутренним ростом и профессиональным развитием, не посещает регулярно супервизии и не осознает свои сценарии, то раз за разом такие клиенты будут к вам приходить. Клиенты — это зеркало, в какой-то мере — показывают триггеры, с которыми нужно работать и прорабатывать в себе.

В статье я привела только основные приемы манипуляций:

  • обесценивание (сначала себя, своего опыта, а потом и вас, и ваших компетенций),
  • сравнение (вас с другими или себя с другими),
  • обесценивание (сначала себя, своего опыта, а потом и вас, и ваших компетенций),
  • восхваление и идеализирование вас — чтобы потом с грохотом обрушить вашу самооценку и веру в себя,
  • перенос ответственности на вас или других.

Как только вы понимаете, что надо что-то доказывать, что вы лучший, или вообще способны на что-то, убеждать в чем-то или слышите, что вы идеал, или вас берут «на слабо» и кидают вызов, наделяют высшими силами и правильными решениями — задумайтесь, это звоночек.
Вам решать — работать с такими клиентами или с собой в первую очередь.

Если вы выбираете работать — значит вы должны осознавать это и определить зоны ответственности каждого из вас.

Прежде всего, клиент приходит для работы с собой, а помогающий практик организует процесс инсайтов, проработок и развития клиента. Но не спасает и не проживает жизнь за клиента. У каждого человека достаточно ресурсов для решения своих проблем.

Марина Котлярова

Cертифицированный Trainer of Coaching ICU ICTA, Master coach ICU ICTA, Мастер коуч АРК, Executive & Business coach, Coach of Transactional Analysis ICU ICTA, бизнес тренер