SCC - Центр системного коучинга

Манипуляции клиентов

Достаточно часто встречающаяся ситуация в практике — манипуляции клиентов, в большинстве случаев, их сложно сразу распознать. Сразу уточняю- речь не пойдет о случаях клиентов в состоянии кризиса, выгорания, зависимости, убитой самооценки и т.п. — речь о более осознанных случаях обращений клиентов.

Надеюсь, эта статья поможет посмотреть на вашу практику под другим углом, особенно начинающим практикам, и выявить возможные негативные сценарии, которые вы сможете проработать в себе на супервизии.

Давайте разберём на примерах. Полагаю, что такие случаи вы наверняка встречали с своей практике, работая психологом, карьерным консультантом, коучем или специалистом других помогающих профессий.

Как это бывает: клиент втягивает специалиста в игру треугольника Карпмана (осознанно или не совсем), чаще всего через роль жертвы, реже тактичного агрессора, и происходит это через запросы:

1. Обесценивание своего опыта: «я плохой специалист/мать/жена/муж», «по сути я ничего не знаю/не умею», «мой опыт ни о чем», «я ничего не могу решить/сделать сам», и т.п. — зависит от личности и типа манипуляции (читайте мои предыдущие посты про типы манипуляторов). Но по факту вы видите, что опыт/ресурсы есть, достаточный, стабильный опыт в найме или клиент имеет свой бизнес. Клиент не может/не хочет опираться на свои ресурсы, обесценивая их. Часто это делается для того, чтобы вы начали переубеждать, что это не так, и доказывать обратное. Как только это происходит — всё! — первый крючок сработал. Сначала обесценивание себя, потом специалиста.

2. «Оцените меня», «скажите мне какой я», «правильно ли я поступаю» — ничто иное, как перенос ответственности и внешней оценки. Пара вариантов развития событий — вы говорите, что опыт/уровень развития и т.п. недостаточен — и клиент, вместо развития, перестает делать что-то совсем — «психолог/консультант сказал, что я не на что не способен, это не лечится», если было необходимо подтверждение своей бесполезности и беспомощности, как правило, для аргументации кого-то (жены, мамы и т.п.). Ведь можно расслабиться и уже ничего не делать. Второй — если вы не подтверждаете убеждения клиента, и он не получает желаемый ответ — тогда «вы плохой специалист, не можете оценить (читай — сказать то, что я жду) — пойду искать другого». На лицо — зависимость от внешней оценки без опоры на внутренние ресурсы и перенос ответственности на кого угодно, только бы не брать ее на себя. Часто звучит как выученная беспомощность.

3. «Я сейчас выбираю себе специалиста, уже 5-10 посмотрел, хотел бы с вами пообщаться». Прием достаточно частый — сравнение. Если вы начинаете доказывать, убеждать, предлагать 100500 вариантов, то вы больше убеждаете себя в этом. Клиент смотрит на это, как на шоу или бросает вызов «на слабо» — здесь важен PR специалиста, нежели решение его вопроса. Озвучивание условий других предложений для продавливания своих условий, втягивания в свою игру. Либо для того, чтобы потом «похвалиться», что я работаю с тем-то, либо обесценить — все это ерунда и нет тех, кто что-то может решить или мне помочь или вы не достойны, чтобы работать со мной.

4. «Мне никто не может помочь и даже вы — я безнадежен, никчёмен, ни на что не способен» — если вы в душе спасатель — сразу же найдете друг друга. Перекликается со 2 пунктом, с дополнением роли специалиста как вечного «костыля».

5. «Мне вас порекомендовали как супер крутого», «Вы в рейтинге на таком-то месте», «Вы точно мне поможете», «Только вы мне можете помочь, я чувствую» и т.п. Клиент возносит вас на пьедестал, повышает значимость, восхваляет, идеализирует и т.п. Часто за этим скрывается обесценивание вашего опыта в дальнейшем, если клиент не получает ожидаемый результат в случае своих действий или бездействий. «Я думал вы специалист, а вы мне не помогли», «вы такой же как все — только зря потратил время/деньги и т.п.».
Если работа перестает доставлять вам удовольствие понимание происходящего, клиенты начинают тяготить, вместо уверенности, вы начинаете сомневаться в своей компетенции, выйдите из системы и посмотрите на ситуацию под другим углом.

Если специалист сам не работает над своим внутренним ростом и профессиональным развитием, не посещает регулярно супервизии и не осознает свои сценарии, то раз за разом такие клиенты будут к вам приходить. Клиенты — это зеркало, в какой-то мере — показывают триггеры, с которыми нужно работать и прорабатывать в себе.

В статье я привела только основные приемы манипуляций:

  • обесценивание (сначала себя, своего опыта, а потом и вас, и ваших компетенций),
  • сравнение (вас с другими или себя с другими),
  • обесценивание (сначала себя, своего опыта, а потом и вас, и ваших компетенций),
  • восхваление и идеализирование вас — чтобы потом с грохотом обрушить вашу самооценку и веру в себя,
  • перенос ответственности на вас или других.

Как только вы понимаете, что надо что-то доказывать, что вы лучший, или вообще способны на что-то, убеждать в чем-то или слышите, что вы идеал, или вас берут «на слабо» и кидают вызов, наделяют высшими силами и правильными решениями — задумайтесь, это звоночек.
Вам решать — работать с такими клиентами или с собой в первую очередь.

Если вы выбираете работать — значит вы должны осознавать это и определить зоны ответственности каждого из вас.

Прежде всего, клиент приходит для работы с собой, а помогающий практик организует процесс инсайтов, проработок и развития клиента. Но не спасает и не проживает жизнь за клиента. У каждого человека достаточно ресурсов для решения своих проблем.

Марина Котлярова

Руководитель Центра системного коучинга, Cертифицированный Trainer of Coaching ICU ICTA, Master coach ICU ICTA, Мастер коуч АРК, Сертифицированный супервизор коучей, Executive & Business coach, Coach of Transactional Analysis ICU ICTA, бизнес тренер